УДК: 347.78 А.С. ФАЛАЛЕЕВ Самарский государственный университет Кафедра гражданского процессуального и предпринимательского права
ПОНЯТИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА В АВТОРСКОМ ПРАВЕ
Научный руководитель – профессор Е.А. Трещева
Статья «Понятие исключительного права в авторском праве» посвящена одному из субъективных имущественных прав автора произведения науки, литературы и искусства, которые теория гражданского права называет исключительными правами. В ней представляются базовые нормативные акты, регулирующие авторские правоотношения прошлого и настоящего времени и выявляется использование в них термина «исключительное право». Дается понимание исключительности права. Определяется правовая природа авторского права. Затрагиваются проблемы тождества терминов «интеллектуальная собственность» и «исключительное право». Ставится вопрос о применении к авторским отношениям общих норм гражданского кодекса и разработке к ним специальных положений в связи с особой исключительной природой авторского права. Ключевые слова: исключительное право, авторское право, интеллектуальная собственность.
The article «Notion of the exclusive right in the copyright» is devoted to one of the subjective author's property rights on original literary, artistic and scientific works which the theory of civil law names exclusive rights. In it present the base statutory acts, adjusting author's rightful attitudes of the past both present time and revealing use in its of the term "exclusive right". Given understanding exclusiveness right. Defined the legal nature of the copyright. Touch upon a problems of an identity of terms «the intellectual property» and «exclusive right». Put question about application to author's attitudes of the general norms of the civil code and development to them of special positions in view of the special exclusive nature of the copyright. Key words: exclusive right, copyright, the intellectual property.
Известно классическое деление гражданских прав на вещные, обязательственные и личные. Исходя из этого, теория гражданского права России выделяет следующие субъективные права, урегулированные нормой гражданского законодательства (гражданские правоотношения): абсолютные, их носителям противостоит неопределенное число лиц, которые обязаны воздерживаться от совершения действий, ущемляющих эти права; относительные, их носителям противостоят определенные обязанные лица, возникающие из правовых актов, договоров и т.д.; имущественные, устанавливаются в результате материальных - имущественно-стоимостных отношений; неимущественные, устанавливаются в результате нематериальных - личных неимущественных отношений; вещные, основанные на праве собственности, где интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет полезных свойств вещей, путем непосредственного взаимодействия с ними; обязательственные, основанные на определенных действиях обязанного лица по предоставлению управомоченному лицу материальных благ (передача вещей, оказание услуг), за счет которых удовлетворяется интерес последнего; простые, в которых у одного участника только право, у другого – обязанность; сложные – у каждого участника одновременно есть и права, и обязанности. По мимо перечисленных прав, гражданское законодательство говорит о правах особого рода – субъективных имущественных правах на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации - исключительные права. Почему они называются исключительными правами? По отношению к кому (субъекту) или к чему (объекту) относится их исключительность и в чем она состоит? Поскольку в современный условиях хозяйствования, творческие отношения и институт авторства, в виду наличия в них личного компонента, приобретают все большую ценность и регулируют самую живую сферу экономической жизни, для ответа на поставленные вопросы обратимся к авторскому праву. Проследим исторический путь законодательного понимания исключительного права в авторском праве. Выявим законодательное использование термина «исключительное право», на основе базовых нормативных актов регулирующих авторские правоотношения прошлого и настоящего времени. Обратимся к этапам развития авторского права в России. На этапе царской России (1828 – 1917 г.г.) авторские правоотношения регулировались Цензурным уставом от 22 апреля 1828 г., включавшим в себя «Постановление о правах сочинителей» 1828 и 1830 годов и Законом от 20 марта 1911 года «Положением об авторском праве». Цензурный устав содержал специальную главу II, которая называлась «О сочинителях и издателях книг». Данная глава состояла из 5 статей (параграфов), в которых закреплялось исключительное право каждого сочинителя или переводчика книги, а также его законных наследников на использование своего произведения по своему усмотрению и дополнялась Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. Указанное Положение касалось только литературных произведений и говорило об исключительном праве сочинителя или переводчика книги «пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению», а «сочинители книги собственно до наук касающихся имеют исключительное право на издание оных в России и на других языках». (§ 1, 12 Положения). В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Оно дополнило правила 1828 г. и разрешало вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий. Глава I указанного Положения называлась «О правах собственности сочинителей переводчиков и издателей» и содержала исключительное право издателей журналов и других периодических сочинений, а равно альманахов и вообще книг на их перепечатывание, исключительное право печатания и продажи произведений, исключительное право на издание (§ 10, 14, 21). Принципиальным нововведением было прямое признание прав сочинителей правом собственности - право исключительной собственности в отношении самовольного издания переведенной книги (§ 19, 20). В § 27 и 29 главы II «О правах Академий Университетов Училищ, Ученых и других обществ на издаваемые ими книги или произведения наук и словесности» признавалось исключительное право собственности обществ на издаваемые ими книги. Глава III называлась «О действии судебных и правительственных мест по делам касающихся прав собственности сочинителей, переводчиков и издателей». Важным этапом развития авторского права периода царской России явилось принятие Закона от 20 марта 1911 г. «Положения об авторском праве». В своде законов 1914 г. его нормы были включены в книгу II раздела II (глава восьмая «Положения об авторском праве»). Указанный раздел относился к «порядку приобретения и укрепления прав на имущества», то есть, как и прежде, к праву собственности. В законе от 20 марта 1911 г. законодатель отказался от конструкции «литературная и художественная собственность», заменив ее понятием «исключительные права». Статья 2 главы первой «Общие положения» названного Закона говорила, что «Автору принадлежит исключительное право всеми возможными способами воспроизводить, опубликовывать и распространять свое произведение», статья 42 главы третьей «Авторское право на музыкальное произведение» указывала на исключительное право композитора на составление и издание сокращений, извлечений и попурри из его музыкального произведения». Советский период: 1917 - 1991 г.г. Октябрьская социалистическая революция 1917 г. решительно и бесповоротно отменила все предшествующее законодательство, включая и Закон об авторском праве 1911 г. В этот период времени началось построение нового, социалистического права, в том числе и авторского права, заново. Оно строилось формально независимо от прежнего права. Прежнее авторское право было совершенно разрушено. Исключительные авторские права фактически не признавались. Произведения большого числа российских авторов были признаны общественным достоянием («достоянием Республики»), а произведения другой группы авторов (писателей и композиторов) – национализированы. 8 октября 1928 г. в развитие Основ авторского права 1925 и 1928 г.г. в РСФСР принят Закон «Об авторском праве». В качестве пользователей произведений стали выступать не частные организации (как было ранее), а только государственные. Государство выступало как единый монопольный потребитель всех результатов творческой деятельности, охраняемых авторским правом. В связи с этим, отпала необходимость в наличии у автора исключительных прав на использование произведений. Исключительное авторское право фактически перестало находить практическое применение с начала 1930 г. Это обстоятельство было юридически оформлено только в 1961г. С действием раздела IV «Авторское право» Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 3 августа 1992 г. и Закона РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» связан этап Новой России: 1991 – 2007 г.г. Основы гражданского законодательства исключили свободное использование произведений в кино на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия их авторов, расширили круг охраняемых произведений. В пункте 2 статьи 135 указывалось что «Автору произведения принадлежит исключительное право на свое произведение, включающее: право авторства; право на имя; право на неприкосновенность произведения; право на опубликование произведения; право на использование произведения; право на вознаграждение за разрешение использовать и использование произведения». Основы гражданского законодательства от 3 августа 1992 г. действовали в России один год – по 2 августа 1993 г. После чего их раздел IV, касающийся авторского права, был отменен законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», который признавал исключительное право исполнителя на использование исполнения или постановки, исключительное право на использование фонограммы, исключительное право организаций эфирного и кабельного вещания давать разрешение на использование передачи - статьи 37, 38, 40, 41. С вступлением в законную силу части четвертой ГК РФ начинается следующий этап развития авторского права – этап современной России. Четвертая часть ГК РФ в главе 69 «Общие положения» и главе 70 «Авторское право», специально регулирующую авторские правоотношения, дала термину «исключительное право» более широкое толкование и использование: отнесла к его к имущественному праву и включило в понятие «Интеллектуальные права» (статья 1226), ввела специальную статью 1229 «Исключительное право», исключительное право на произведение (ст. 1270), сделало оговорку у кого оно первоначально возникает и кому принадлежит (п. 3 ст. 1228, 1255), указала на срок и территорию действия (ст. ст. 1230, 1231, 1256, 1281), оговорила способы распоряжения и перехода (ст. ст. 1233 - 1235, 1239, 1241, 1283 – 1285, 1291), коллективного управления (ст. 1242) и государственного регулирования (ст. 1246), обеспечило защиту (ст. ст. 1250, 1252), установила ответственность за нарушение (ст. 1253, 1301). Таким образом, можно увидеть, что в законодательстве делались попытки «подвести» авторские правоотношения под вещные. Авторское право рассматривалось и как право на нематериальную вещь и в этом условном смысле считалось вещным правом. В настоящее время законодатель отождествил исключительное право автора с имущественным правом. Думается, что такие конструкции не отражают правовую природу авторского права. Так в чем же состоит «исключительность» этого права? Об исключительности права вообще, можно говорить с двух позиций: 1) Под исключительным следует понимать такое право, которое закрепляет за управомоченным лицом сферу юридического господства над принадлежащим ему благом (исключительного господства воли управомоченного лица), доступ в которую кому бы то ни было, кроме его самого, закрыт. Это - «позиция субъекта»; 2) Под исключительным следует понимать право на духовное творчество человека, собственность особого рода ввиду ее нематериального характера, поскольку ее объектами являются неосязаемые и бестелесные вещи. Это - «позиция объекта». Рассмотрим исключительность авторского права с точки зрения 1 и 2 позиций. Если привязывать исключительность авторского права к его субъекту (первая точка зрения), то и в отношении права собственности (имущественного права) можно также сказать, что его обладатель имеет исключительную власть на принадлежащую ему вещь перед другими лицами. С этой позиции авторское право можно отождествлять с правом собственности, что отбрасывает его духовную, нематериальную природу. Приложение исключительности авторского права к объекту (вторая точка зрения), позволяет отличать авторское право от вещного права. Поскольку первое есть право на духовное творчество человека, последнее право на вещи, создаваемое самой природой или физическим трудом человека. Таким образом, авторское право и вещное право регулирует различные области труда человека. Объекты их различны. Получается что, с одной стороны, создателю творческого результата принадлежит право на его использование, которое носит исключительный характер и, в принципе, может свободно передаваться другим лицам (предоставляться разрешение на использование результата). Данное право относиться к числу имущественных прав и по целому ряду признаков действительно сходно с правом собственности. С другой стороны, автор обладает совокупностью личных не имущественных (моральных) прав, таких как право авторства, право на авторское имя и т.д., которые не могут отчуждаться от их обладателя в силу самой их природы. При этом между имущественными и личными правами не существует непреодолимой грани; напротив, они теснейшим образом взаимосвязаны и переплетены, образуя неразрывное единство. Авторское право не только имущественное право, но и личное. Уже этим одним оно резко отличается от вещного права. Истинная природа авторского права, как самостоятельного института состоит в том, что это право исключительной власти на духовное творчество человека. В этом смысле авторское право может быть названо правом абсолютным. В связи с этим сейчас практически никто не ставит под сомнение двойственную природу авторских прав. Поэтому отношение законодательства к вещному и авторскому правам различно, как и различны их юридические конструкции. Очевидно, исходя из этого, законодатель, в целях терминологической точности, исключил из части первой ГК РФ статью 138 «интеллектуальная собственность», а из статьи 128 словосочетание «в том числе исключительные права на них» которые отождествлялись с интеллектуальной собственностью ввиду того, что сам термин «интеллектуальная собственность» с точки зрения природы авторского права не точен и не научен, в связи с чем не может применяться в правовых актах и нормах имеющих практическую направленность. Однако, по мнению В.И. Еременко, данный подход исключил из объектов гражданских прав исключительные права и создал шаткую правовую конструкцию, допускающую оборотоспособность элементов которые не считаются объектами гражданских прав. В настоящее время термин «интеллектуальная собственность» лишь в историческом плане связан с теорией интеллектуальной собственности конца XVIII – начала XIX в.в. и не таит в себе никакой реальной опасности в части введения в заблуждение относительно юридической природы тех прав, для обозначения которых он обычно используется. Поэтому для его применения и в законодательстве, и в юридической литературе нет никаких серьезных противопоказаний. Сегодня, кто использует рассматриваемое понятие, вряд ли допускает распространение на права создателей творческих достижений правового режима, применяемого к имуществу. На авторские отношения распространяются нормы раздела ГК РФ «Общие положения», которые содержат правила о сделках, право-и дееспособности, средствах и способах защиты нарушенных прав. К авторскому праву так же применимы и разделы ГК как «Наследственное право» (п. 5 ст. 1232 – ст. 1165, ст. 1267 – ст. 1134, ст. 1283 – ст. 1151), «Общие положения об обязательствах и договоре» (п.2 ст. 1233 – ст.ст. 307-419, ст.ст. 420-453, ст. 1287 – ст. 450), «Осуществление и защита гражданских прав» (п.1 ст. 1248 – п.1 ст. 11, п.2 ст. 1248 – п.2 ст. 11, п. 3 ст. 1251, ст. 1266 – ст. 152). В связи с рассмотренной выше исключительной природой авторского права, особого внимания заслуживает вопрос о применении к авторским отношениям тех норм ГК РФ, которые носят общий характер и рассчитаны на регулирование гражданско-правовых отношений. Это означает, что в авторском праве должны трактоваться специальные положения, непосредственно относящиеся к нормам авторского права в виду их особой исключительной природы.
Список используемой литературы 1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (часть I) Ст. 5496. 2. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866. 3. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733. 4. Дозорцев, В.А. Понятие исключительного права // Проблемы современного гражданского права / Отв. Ред. В.Н. Литовкин, В.А. Рахмилович. - М., 2000. - С. 287-320. 5. Еременко, В.И. Переходные положения к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. / В.И. Еременко // Адвокат. - 2007. - N 4. - С.66-77. 6. Замовский, С. Г. Авторское право (справочное пособие для издателей, авторов, переводчиков, художников, композиторов и сценических деятелей). - издание юридического книжного магазина "Правоведение", типография Береты Смирновой / И.К. Голубев. - Москва, 1914. - С. 2-8. 7. Коптев, Д.А. Закон об авторском праве с изложением рассуждений и материалов, на коих он основан. - издание юридического книжного магазина / Д.А. Коптев, Н.К. Мартынов. – СПб., 1911. - С. 308. 8. Авторское право: Библиографический указатель за 1826-2004 годы / Сост. С.В. Петровский, Е.В. Смыслина; вступ. ст. Э.П. Гаврилова. - М.: Статут, 2005. - С. 7. 9. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П. Сергеев. - М., 2006. - С. 13-14. 10. Синайский, В.И. Русское гражданское право. Вып. 1: Общая часть. Вещное право. 2-е изд. / В.И. Синайский. - Киев, 1917. - С. 242-243. 11. Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. - С. 88.