История кодификации авторского права

Главная » Статьи » Статьи » статьи

История кодификации авторского права

А.С. Фалалеев*

История кодификации авторского права.


С января 2008 г. вступает в силу новое законодательство об интеллектуальной собственности.
В средствах массовой информации широко обсуждался вопрос завершения кодификации гражданского законодательства последней, четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации. Это оценивали как знаковое событие, важный этап совершенствования российского законодательства. Саму часть IV ГК РФ называют интеллектуальным кодексом, конституцией интеллектуальной собственности, правом умной головы, а ее принятие сравнивали даже с принятием Конституции страны.
Любое событие не происходит на пустом месте, а имеет свои фундамент, корни, причины, его формирующие. Чтобы их увидеть, обратимся к истории авторского права, выявим основные этапы его развития.
Кодификация законодательства, посвященного интеллектуальной собственности, в России имеет свои устоявшиеся традиции, связанные с особенностью ее общественно-политического устройства и своеобразия исторического развития.
Важной особенностью авторского права в России была тесная связь с цензурным законодательством.1
22 апреля 1828 г. принято считать датой появления российского авторского права. В это время в России был утвержден Устав о цензуре, включивший в себя «Постановление о правах сочинителей».2
____________
* Фалалеев А.С., 2007
Фалалеев Алексей Сергеевич - соискатель кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права, Самарский государственный университет

Цензурный устав содержал специальную главу, которая называлась «О сочинителях и издателях книг». Данная глава состояла из 5 статей и дополнялась Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. Указанное Положение касалось только литературных произведений и говорило, что сочинитель или переводчик книги имеет «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным» (пар 1 Положения).
В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Оно дополнило правила 1828 г. и разрешало вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т. д. Принципиальным нововведением было прямое признание прав сочинителей правом собственности.3
Дальнейшее развитие авторского права XIX в. шло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений. В 1845 и 1848 г.г. было признано право на музыкальную и художественную собственность.
В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из Цензурного устава в Законы Гражданские.
Начиная с издания Свода законов Российской империи 1886 г. нормы авторского права включались в Свод законов в качестве приложения к примечанию 2 к статье 420 части I тома X.
Часть I называлась «Законы гражданские», а ст. 420 носила наименование «О праве собственности».
Примечание 2 к ст. 420 гласило: «Права собственности на произведения литературы и художеств, принадлежащее самим авторам сих произведений, их наследникам, или лицам, коим оно передано теми или другими, называется собственностью литературной и художественной; а право собственности на произведения музыкальные – собственностью музыкальной. Основания сих видов собственности, сроки пользования оною и порядок охранения в случае споров о нарушении соединенных с такой собственность прав определяется в правилах, при сем приложенных, и в законах судопроизводства. Правила о праве собственности на рисунки и модели, предназначенные для воспроизведения в заводских, фабричных или ремесленных изделиях, содержатся в Уставе о Промышленности».
Правила «О праве собственности на произведения науки, словесности, художеств и искусств» насчитывали 50 статей4.
Важным этапом развития авторского права царской России явилось принятие Закона от 20 марта 1911 г. «Положения об авторском праве».5 В своде законов 1914 г. его нормы были включены в книгу II раздела II (глава восьмая «Положения об авторском праве»). Указанный раздел относился к «порядку приобретения и укрепления прав на имущества», то есть, как и прежде, к праву собственности.
Закон от 20 марта 1911 г. состоял из 75 статей и подробно регулировал вопросы авторского права. Закон содержал Общую часть, в которой раскрывались основные понятия – круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства и т. п., а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Законодатель отказался от конструкции «литературная и художественная собственность», заменив ее понятием «исключительные права».
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. не отменила нормы об авторском праве, поскольку начатые Временным правительством масштабные законопроектные работы были прерваны в октябре 1917 г6.
Октябрьская социалистическая революция 1917 г. отменила все предшествующее законодательство, включая и Закон об авторском праве 1911 г. В этот период времени началось построение нового, социалистического права, в связи с этим изменился подход и к авторскому праву. Оно строилось независимо от прежнего права.
Прежнее авторское право было совершенно разрушено. Исключительные авторские права фактически не признавались. Произведения большого числа российских авторов были признаны общественным достоянием («достоянием Республики»), а произведения другой группы авторов (писателей и композиторов) – национализированы.
Первым советским законом в данное время был Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве»7. Декрет предоставил Народной комиссии право объявлять государственную монополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию. При этом объяснялось, что эти произведения переходят таким образом из «области частной собственности в область общественную».
Далее Совет народных комиссаров (СНК) Декретом от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием»8 предоставил возможность признавать достоянием РСФСР произведения опубликованные и неопубликованные, произведения умерших и живых авторов, произведения литературные, музыкальные, научные.
Декрет СНК от 10 октября 1919 г. «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства»9 объявил недействительными все договоры издательств с авторами. Он установил, что издательства могут приобретать у авторов только право на издание произведения на ограниченный издательским договором срок.
Постановлением ВЦИК РСФСР от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах» среди прав граждан, признаваемых Советской республикой, было упомянуто и авторское право. Однако конкретные нормы авторского права изданы не были и они не вошли в гражданский кодекс РСФСР 1922 г10.
Первое становление советского авторского права произошло с принятием 30 января 1925 г. общесоюзного Закона «Основы авторского права»11. Данный закон по своему объему был небольшим – 23 статьи. В него были включены многие нормы и формулировки: понятие авторского произведения, круг охраняемых произведений, понятие исключительного авторского права и т.д.
16 мая 1928 г. был принят новый, состоящий из 20 статей, общесоюзный Закон «Основы авторского права»12, основная часть которого действовала до 1961г.
8 октября 1928 г. в развитие Основ авторского права 1925 и 1928 г.г. в РСФСР принят Закон «Об авторском праве»13. Данный акт приспосабливал авторское право к новым экономическим условиям и содержал уже 44 статьи. В качестве пользователей произведений стали выступать не частные организации (как было ранее), а только государственные. Государство выступало как единый монопольный потребитель всех результатов творческой деятельности, охраняемых авторским правом.
В связи с этим, отпала необходимость в наличии у автора исключительных прав на использование произведений.
При проведении в 60 - х годах кодификации законодательства, накопившийся нормативный материал, содержащийся в законах об авторском праве, было решено включить в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых в 1961 г. В данный акт было включено 11 основополагающих статей по авторскому праву, которые составили раздел IV «Авторское право». После чего, 15 союзных республик приняли гражданские кодексы. Раздел IV ГК РСФСР «Авторское право»14 включал 42 статьи. Это и был, по сути дела, закон об авторском праве.
Включение авторского права в состав гражданского законодательства, вне всяких сомнений повысило правовое значение этого института.
Присоединение 27 мая 1973 г. СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве потребовало внесение изменений в Основы гражданского законодательства 1961 г., а в 1974 г. в ГК РСФСР и в гражданские кодексы других союзных республик.
С учетом этого, был разработан раздел IV «Авторское право» Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, который был принят Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г.15 Этот нормативный акт был введен в действие на территории России с 3 августа 1992 г.
Этот раздел насчитывал всего 10 статей, и нормы, которые в них содержались, явились решительным отказом от прежних принципов построения авторского права и шагом к формированию новых норм, соответствующих переходу России к рыночным отношениям.
Основы гражданского законодательства 1991 г. исключили свободное использование произведений в кино на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия их авторов, расширили круг охраняемых произведений и т. п.
Основы гражданского законодательства от 3 августа 1992 г. действовали в России один год – по 2 августа 1993 г. После чего их раздел IV, касающийся авторского права, был отменен ныне еще действующим законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»16.
Таким образом, можно выделить следующие основные этапы развития авторского права в России:
1. царская Россия: 1828 – 1917 г.г.;
2. советский период: 1917 - 1991 г.г.;
3. новая Россия: 1991 – 2007 г.г..
С вступлением в законную силу части четвертой ГК РФ начинается следующий этап развития авторского права – этап современной России.
В результате проведения кодификации (часть IV ГК РФ) законодатель произвел основательную «очистку» федерального законодательства в области интеллектуальной собственности от основных кодификационных актов советского времени.
Принятым одновременно с частью четвертой ГК РФ Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" с 1 января 2008 г. отменяются полностью или частично 54 законодательных акта прошлых лет.
Сами авторы закона указывают, что полное прекращение действия этих старых кодификаций означает завершение замены гражданского законодательства, относящегося к иной политической и экономической эпохе, законами, отвечающими требованиям движения страны по пути демократии и рыночной экономики.
«Создание части четвертой ГК РФ потребовало проведения сложной кодификационной работы юридико-технического характера - устранения расхождений и противоречий между действующими нормами разных законов, структурирования текста, значительного улучшения языка, редакции закона. Мы сделали все, от нас зависящее, многое из задуманного нашло свое отражение в Кодексе»17.
Вместе с тем значительный массив законодательных актов Российской Федерации, в которых использована устаревшая терминология, выпала из поля зрения разработчиков законопроекта, что свидетельствует о непоследовательности и поспешности в их деятельности по продвижению как части четвертой ГК РФ, так и рассматриваемого Закона18.
Несомненно, кодификация всегда способствует облегчению работы с правовыми нормами, которые становятся более доступными, сведенные в одном нормативном акте. Но «расчищая» законодательство, на формирование которого ушли целые десятилетия, и эпохи и приводя его к требованиям настоящего времени, необходимо бережное к нему отношение.
Сегодня большая доля принимаемых в нашей стране нормативных актов - по сути изменения и дополнения уже действующих, принятых совсем недавно законов. Причем некоторые из них, не успев вступить в силу, поправляются, проходят практическую обкатку и снова дополняются.
Такая практика в нашем законотворчестве становится почти нормой. Создается впечатление, что правом можно творить как угодно, что ведет к не уважению его со стороны общества. Принцип незыблемости и неприкосновенности права рушится.
Как отметил действительный государственный советник Российской Федерации, заместитель руководителя кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности И.А. Близнец - право - это консервативная по определению система, его принципы оттачиваются веками, формулировки вырабатываются десятилетиями, единообразие в использовании терминов и понятий достигается годами кропотливой работы. Поэтому применяться должно только то, что успело доказать свою надежность. Основная задача кодификации - не выдумывание новых систем, а сведение воедино уже работающего нормативного материала с устранением несогласованностей и противоречий. Право, как и культуру, нельзя создать, их можно только унаследовать и сохранить19.
На Первом съезде русских юристов в 1875 г. Ф.Н. Плевако говорил: "Мы увидели, что разум создан не для того, чтобы творить, а для того, чтобы изучать и анализировать? Следует обратиться к "юридическим инстинктам", живущим в традициях, опыте? Эти инстинкты, разумно понятые и собранные, дадут основание для разумного понимания юридических потребностей общества... И точно так же, как не химики создали законы химические? не юристы должны придумывать правовые институты"20.
Как же сохранить золотую середину между постоянно меняющимися и развивающимися потребностями общественной жизни, диктуемыми глобализацией и консервативным по своей природе правом? Думаю, необходимо закладывать фундамент «историзма права» – прежде чем творить правовые нормы необходимо изучить историю развития той или иной отрасли и уже через эту призму отбрасывать плохое, собирать хорошее, формировать законы, отвечающие требованиям общества и индивида.
То есть, важным представляется обеспечить методологически правильный подход – идти в глубь истории, обеспечивая сохранность преемственности.

Примечания

1 См. подробнее: Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М., 2006. - С. 35.
2 См.: Коптев, Д.А. Закон об авторском праве с изложением рассуждений и материалов, на коих он основан. - издание юридического книжного магазина / Н.К. Мартынов. - С.-Петербург, 1911. С. 308-310.
3 Там же. - С. 311-315.
4 См., например: Законы гражданские (Свод законов, том X, часть I) с объяснениями по решениям Гражданского кассационного департамента Правительствующего Сената / Составил А. Боровиковский. 9-е изд. СПб., 1898. - С. 860.
5 См.: Замовский, С. Г. Авторское право (справочное пособие для издателей, авторов, переводчиков, художников, композиторов и сценических деятелей). - издание юридического книжного магазина "Правоведение", типография Береты Смирновой / И.К. Голубев. - Москва, 1914. - С. 2-8.
6 Анализ авторского права по состоянию на лето 1917 г. см.: Синайский В.И. Русское гражданское право. Вып. 1: Общая часть. Вещное право. 2-е изд. Киев, 1917. - С. 5.
7 См.: СУ РСФСР. 1918. № 14. Ст. 201.
8 См.: СУ РСФСР. 1918. № 86. Ст. 900.
9 См.: СЗ РСФСР. 1919. № 51. Ст. 492.
10 См.: Авторское право: Библиографический указатель за 1826-2004 годы / Сост. С.В. Петровский, Е.В. Смыслина; вступ. ст. Э.П. Гаврилова. - М.: Статут, 2005. - С. 6.
11 См.: СЗ РСФСР. 1925. № 7. Ст. 67.
12 См.: СЗ РСФСР. 1928. № 27. Ст. 246.
13 См.: СЗ РСФСР. 1928. № 132. Ст. 861.
14 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. N 24. Ст. 406.
15 См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
16 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866.
17 См.: Яковлев, В.Ф., Маковский, А.Л. О четвертой части Гражданского кодекса России "Журнал российского права". - 2007. - N 2. - С. 4.
18 См.: Еременко, В.И. Переходные положения к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации "Адвокат". - 2007. - N 4. - С. 9.
19 См.: Проблемы устранения противоречий. Интервью с И.А. Близнецом. - "Законодательство". - 2001. - N 7. - С. 11.
20 См.: Первый Съезд русских юристов в Москве в 1875 году / Под ред.: Баршев С.И., Калачов Н.В., Муромцев С.А., Фальковский А.М. - М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1882. – С. 262.
Категория: статьи | Добавил: alekseypaso (13.07.2015)
Просмотров: 510 | Теги: четвертая часть Гражданского кодекс, история авторского права, кодификация гражданского законодате | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Адвокат в Самаре: Фалалеев Алексей Сергеевич

ответит на вопросы по телефону   +7  927  706-28-98,

а так же по E-mail: 1885@paso.ru

 Бесплатная консультация онлайн Задать вопрос адвокату

Обращайтесь за консультацией - для Вас найдется правильный ответ!

 

Адвокат в Самаре: 
Фалалеев Алексей Сергеевич
позвоните   
+7  927  706-28-98
задайте вопрос 
E-mail: 
#1885@paso.ru

 #Бесплатная консультация

 #Задайте вопрос адвокату